Мәзірді көрсету Іздестіру
БАҚ біз туралы

You are here

Cпособы осуществления государственных закупок

-A A +A

Вопросы осуществления государственных закупок регулируются Законом Республики Казахстан «О государственных закупках», который был принят в 16 мая 2002 года.



Действие Закона распространяется на государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилиированные с ними юридические лица.



Данный Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления названными субъектами закупок товаров, работ и услуг у поставщиков в целях эффективного использования имеющихся в их распоряжении денег.



Открытый конкурс



Перед проведением открытого конкурса следует провести соответствующую подготовку и, прежде всего, понять - применим ли в данном конкретном случае открытый конкурс.

Открытый конкурс - основной способ закупки товаров и работ для государственных нужд. Это означает, что если нет специальных обстоятельств, позволяющих применять другие способы закупки, товары и работы должны закупаться на открытом конкурсе.

Открытый конкурс наилучшим способом позволяет реализовать основные принципы государственных закупок: эффективность, гласность, конкуренция. В открытом конкурсе могут принимать участие любые поставщики. Для привлечения максимально широкого круга поставщиков в широко распространенных средствах массовой информации публикуется приглашение к участию в процедурах закупки.



В то же время существуют обстоятельства, не позволяющие провести открытый конкурс или значительно снижающие его эффективность:



* отсутствие конкуренции на сложившемся рынке (всего 3-5 поставщиков, которые могут поставить требуемую продукцию, и они известны заказчику);

* объект закупки - консультационные услуги, технически сложные товары или работы (заказчик не в состоянии составить достаточно подробные технические спецификации или не считает это целесообразным, и в этой связи ему необходимо провести переговоры с поставщиками продукции);

* небольшая сумма закупки (расходы на организацию и проведение конкурса значительно превысят выигрыши от получения выгодных условий поставки);

* закупки продукции для нужд национальной обороны и национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну (ограниченный круг поставщиков; требования к секретности закупки);

* срочные закупки (при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций).



В связи с вышесказанным, на этапе подготовки необходимо ответить на вопрос, не существует ли тех самых "специальных обстоятельств", которые не позволяют провести открытый конкурс. Также государственный заказчик определяет свои потребности в продукции, формирует заказ на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).



На подготовительном этапе проведения конкурса государственный заказчик решает вопрос об организаторе конкурса (кто именно будет проводить конкурс), и здесь возможны два варианта:



* функции организатора конкурса берет на себя сам государственный заказчик;

* функции организатора конкурса передаются третьему лицу.



Перед проведением конкурса организатор конкурса проводит весь комплекс подготовительных работ, включающий проведение маркетинговых исследований, подготовку необходимой документации. Наиболее важные документы (извещение, конкурсная документация) согласуются с заказчиком.



Закрытый конкурс



В закрытом конкурсе принимают участие только специально приглашенные для этого поставщики. Область применения закрытого конкурса:



* закупки продукции специального характера, которая производиться или распространяется относительно небольшим количеством поставщиков (обычно 3-5), или же небольшая группа поставщиков обладает специальными правами на производство или распространение закупаемой продукции;

* объем закупки относительно небольшой, в связи с чем затраты на проведение сложных и длительных процедур открытого конкурса и оценку большого количества конкурсных заявок существенно превысят эффект от эффективной конкуренции между поставщиками-участниками открытого конкурса.



Осуществление закупки на закрытых конкурсах при закупках продукции специального характера в больших объемах требует согласования с уполномоченными на то органами государственной власти. Таким образом, независимый от государственного заказчика орган государственной власти, владеющий знаниями о ситуации на рынке, подтверждает, что реально существуют обстоятельства, требующие проведения закрытого конкурса.



Выбора поставщика с использованием запроса ценовых предложений



Выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений проводится на имеющиеся в наличии товары, работы и услуги, подробная спецификация которых не имеет для заказчика существенного значения. При этом решающим условием является цена.



Выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений применяется только в случае, если годовые объемы государственных закупок каких-либо однородных товаров, работ и услуг в стоимостном выражении не превышают двухтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством РК на соответствующий финансовый год. Заказчик запрашивает письменные ценовые предложения на закупаемые товары, работы и услуги не менее чем у двух не аффилиированных потенциальных поставщиков.



Закуп из одного источника



Государственные закупки из одного источника означают закупки без применения конкурса. Случаи, при которых проводятся государственные закупки данным способом, приводятся в ст. 21 Закона "О государственных закупках".

При осуществлении государственных закупок из одного источника конкурсная комиссия запрашивает у потенциального поставщика все необходимые обоснования предлагаемой этим потенциальным поставщиком цены на товары, работы и услуги. При осуществлении государственных закупок из одного источника потенциальный поставщик должен соответствовать установленным Законом квалификационным требованиям (ст. 8 Закона "О государственных закупках").



Конкурс с использованием двухэтапных процедур проводится в случаях, когда:



* сложно сформулировать подробные спецификации товаров, работ и услуг и определить их технические и иные характеристики и необходимо запросить предложения от потенциальных поставщиков либо провести с ними переговоры по возникшим вопросам;

* необходимо проведение научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок;

* одноэтапный открытый конкурс или закрытый конкурс не привел к определению победителя конкурса.







Источник: е-gov.kz\Государственное регулирование бизнеса\Государственные закупки

Жарияланған: 28.09.2015 - 10:44:06
Жаңартылған: 11.01.2016 - 10:18:30
© 2017

Ресми Интернет-ресурс

Оңтүстік Қазақстан облысының әкімдігі